Меню

Полезно

GreenWashing (гринвошинг) — это что такое? ТОП неэкологичных брендов

Гринвошинг (greenwashing) это «зеленый» обман, попытка выдать неэкологичный товар за экологичный, например, используя слова «био», «эко» и т.п., но не только.

Модное эко-движение набирает обороты — все больше людей стремится приобретать продукцию «зеленых» брендов. К сожалению, далеко не все производители добросовестны — существует такое явление, как гринвошинг (greenwashing).

Что такое гринвошинг

Это маркетинговый ход, позволяющий ставить маркировку «эко» на продукцию, которая таковой не является. Происходит от английского слова greenwash — зеленая стирка.

Производитель использует модные тенденции для продвижения своих товаров, вводя покупателей в заблуждение. Подобный ход увеличивает внимание потенциальных покупателей и позволяет поднимать цену. Фирма получает больше прибыли, не приложив к этому никаких усилий и просто вводя людей в заблуждение.


Термин появился в 1986 году, его автор — американский эколог Джей Уэстервельд. Он написал эссе о гостиницах, которые предлагали не пользоваться одноразовыми полотенцами и отказаться от ежедневной смены белья. Ученый считал, что подобные меры не приносили пользы экологии, а сама гостиница заботилась исключительно о сокращении расходов на воду и моющие средства.

Но на самом деле явление существует еще с начала 60х годов 20 века. В те времена начался промышленный бум и резко возросло производство искусственных материалов. Соответственно, начал расти уровень загрязнения окружающей среды, и люди стали обращать внимание на этот фактор.

Новое движение привлекало все больше сторонников, в начале 70х годов появился Greenpeace и другие организации, призванные защищать природу. Эту волну подхватили многие известные бренды, начав выпускать социальную рекламу и широко использовать green marketing, не всегда соответствующий названию.

Гринвошинг как маркетинговый ход. Как распознать

Производители используют несколько распространенных приемов, по которым можно определить недобросовестность:

  • утверждения без доказательств — то, что производство безвредно для экологии, должно быть подтверждено сертификатами и соответствующей маркировкой;
  • расплывчатые и общие формулировки — «полезно для здоровья», «не содержит химии», «не вредит окружающей среде»;
  • ложные заявления — когда нет абсолютно никаких подтверждений безопасности товара, кроме красивых слов на этикетках;
  • указывается неполный состав, когда, например, при наличии воды не указан консервант или отдушка, хотя ощущается сильный аромат;
  • маркировка не соответствует заявленной — существуют определенные правила для маркировки эко-продукции.

Часто упаковка товаров пестрит маркировками с зеленым листочком, кроликами и громкими обещаниями. Все подобные заявления нужно подвергать сомнению, тщательно проверять любую фирму, использующую «зеленый маркетинг».

Еще один тип этого явления: например, когда крупная компания по добыче природных ископаемых загрязняет природу из протекающих труб настолько, что это приобретает масштабы всемирной экологической катастрофы, вдруг выступает спонсором какой-нибудь местной «зеленой» акции.

Примеры гринвошинга

Нередко крупные фирмы используют социальную рекламу, при этом противоречат заявленному. Например, производители бутилированной воды и напитков в одноразовой пластиковой таре.

  • Такой прием использовался в знаменитом ролике с плачущим индейцем, где он плывет по реке в своем каноэ и роняет скупую мужскую слезу при виде пластикового мусора. Правда в том, что за этой компанией, выпустившей ролик еще в начале 70х, стояли крупные производители напитков, использующие пластиковые бутылки. Одним из них был концерн Coca-Cola.
  • То же самое и с производством бутилированной воды. Красивая реклама показывает нам впечатляющие картины нетронутой природы — высоких гор и чистых, ледниковых рек. На деле используется пластиковая тара и далеко не всегда из материалов, подлежащих переработке.
  • Еще один яркий пример — компания «Фольксваген» с их знаменитым «Чистым дизелем». Реклама утверждала, что дизель может быть безопасным для окружающей среды и не таким «грязным», как это принято считать.

На деле оказалось, что компания оснастила автомобили программой, занижающей показатели вредных веществ. Скандал был большой — компания выплатила более 14 миллиардов долларов, чтобы уладить конфликт.

Эта ситуация привела к отказам некоторых автоконцернов от дизельных двигателей и появлению весьма сложной системы проверки на экологичность и расход топлива.

  • Засветился и такой массовый бренд, как H&M, организуя в своих магазинах акцию «Сдай старые вещи и получи скидку на новые». Компания утверждала, что вещи шли на переработку, однако на деле все оказалось куда менее радостно. Журналист Елена Володина провела целое расследование:

  • В России очень показателен пример сетевой фирмы Гринвей (Greenway), у которой много слов о безопасности товаров. Однако все эти заявления пока не подтверждаются международными сертификатами. Вы их не найдете ни на сайте, ни на упаковке их продукции.

Если даже такие гиганты не брезгуют подобными методами, что говорить о мелких производителях?

Еще распространенные примеры, которые встречаются повсеместно:

  • магазины собирают свои же пластиковые пакеты, но не имеют никакой возможности сдать их в переработку — внимательно изучайте маркировку пакета;
  • фирмы по производству одежды отказываются от натуральных материалов — шерсти, шелка, кожи, но при этом используют материалы, при производстве которых образуется много токсичных отходов, которые часто попадают в водоемы.

С косметикой то же самое — указывают неполный состав наподобие эмульгатора, пеногасителя, консервантов и ароматизаторов. Какие именно вещества туда положили, остается только гадать.

Нередко попадаются вредные добавки или при их производстве используются не совсем «зеленые» технологии.

На картинках выше отмечены компоненты, которые нельзя назвать безопасными для экологии. Для здоровья, впрочем, тоже.

  • Известная компания Mixit (цена на ее продукцию далеко не самая бюджетная) тоже замечена в этом деле. В ее составе есть феноксиэтанол — производная фенола. Сам по себе этот консервант не очень ядовит, а вот его производство сильно вредит экологии.
  • Сетевая компания Amway тоже грешит, причем весьма откровенно. В составе их порошка присутствуют полиакрилат натрия (sodium polyacrylate) и тетранатрий ЭДТА (Tetrasodium Etidronate). Здесь так же, как с предыдущим консервантом, — эти вещества еще менее токсичны, но изготавливают их химическим путем, в результате образуется много опасных отходов.
  • Кроме них, на гринвошинге были пойманы такие известные марки, как Сибирское здоровье, Himalaya Herbals, Avene, L’occitane, Biotherm, Nordland, Korres, Yves Rocher, Нежный лен, Чистая Линия (постепенно исправляется), Organic Shop, Green Mama, Черный жемчуг, Planeta Organica, детские бренды Наша мама и Papa Care с Johnson’s baby, Lundenilona. В «расстрельный список» попали Nuxe, Savonry, Альпика, Kora, Bio-Oil, Nivea, Caudalie и Kiehl’s. Все они пытались выдавать свою продукцию за натуральную и безопасную, но состав говорит об обратном.

Что делать потребителям и как бороться с этим явлением

Самый действенный способ — быть внимательным и научиться читать состав с маркировкой.

На продукции действительно зеленого бренда должна присутствовать маркировка, которая признается международным сертификатом. Самая распространенная — евролист.
Выглядит он вот так.
Но и здесь находят лазейку. Если вы нашли продукцию с евролистом, под которым нет кода страны и сертификата, лучше откажитесь от покупки. Экологичность такого товара под большим вопросом.

Российская эко-продукция выпускается с маркировкой экологического союза «Листок жизни».

Эта марка — единственная в России, признанная Всемирной ассоциацией маркировки на международном уровне.

В этом видео подробно рассказывается, как проходит сертификация и проверка продукции на экологическую безопасность.

Второй обязательный пункт — маркировка пластиковой упаковки. Далеко не все полимеры опасны, и некоторые из них вполне можно использовать, так как они проходят вторичную переработку или являются многоразовыми.
Еще одна опасность — биоразлагаемый пластик. На самом деле, он рассыпается на мелкие пластиковые частицы, которые могут находиться в воде или почве длительное время.

Разлагаются ли они полностью — науке пока неизвестно. Маркируются чаще всего вот этими значками.

И самый надежный вариант — скачать мобильные приложение «Экополка» (Ecolabel Guide — гид по экомаркировкам). В нем собран список проверенных green-брендов, не вызывающих нареканий. Также есть сканер маркировки — можно отсканить товар, а приложение покажет, действительно ли бренд экологичный. Отличный вариант для сомневающихся — можно быстро проверить информацию о продукции.

Еще одним перспективным методом борьбы с гринвошингом можно назвать «Лигу зеленых брендов». О ней далее.

Лига зеленых брендов — что это

Идея принадлежит компании Unilever, которая представляет всем известный концерн «Чистая линия».
Суть в том, чтобы объединить производителей, использующих принцип экологичности и готовых менять цикл производства в сторону безопасности для окружающей среды. То есть, речь идет не о сокращении расходов, а о совершенно ином принципе.

Для этого компаниям придется пересматривать косметические формулы, упаковку и проделать еще много работы, чтобы соответствовать принципам четырех R: reduce, reuse, recycle, recover (сокращение, повторное использование, переработка, восстановление).

Компания уже сделала первые шаги в сторону «озеленения». Постепенно заменяет микропластик на кукурузную муку, перемолотую абрикосовую скорлупу и пемзу.

Такой подход требует серьезных инвестиций, по информации с их сайта, — около 12 млрд евро. Но компания надеется, что другие фирмы поддержат ее идеи и присоединятся к Лиге Зеленых Брендов.

Заключение

Гринвошинг — распространенная проблема. Но, проявляя бдительность, вы можете избежать трат на продукцию, использующую нечестный маркетинг.

Не стоит верить красивым надписям на упаковках и громким слоганам. Внимательно изучайте состав, маркировку и не ленитесь заходить на сайт приглянувшегося производителя. Если там нет сертификатов или они внушают сомнения, скорее всего, это не экологичный бренд.

Комментариев к статье: 2
  1. Анюта

    Спасибо за материал, прочитала с интересом. Нашла в вашем списке гринвей к своему удивлению. Я специально покупала их тряпочку, чтобы не пользоваться химическими моющими средствами, так как она действительно очень хорошо удаляте грязь и жир.
    Это что, тоже маркетинговый ход?(((

    Ответить
    1. Экофорния

      Добрый день, Анюта!
      Действительно у Гринвей есть многоразовые тряпочки, которые убирают загрязнения без применения каких-либо моющих средств.

      С одной стороны — хорошо: меньше химии, с другой — эта тряпочка опасна из-за микропластика, на который она распадается. Рассеченные микроволокна, из которой она состоит, — источник микропластика. Он легко попадает в организм человека и приводит к проблемам со здоровьем. У этой компании нет международных экологических сертификатов (по крайней мере, сейчас).

      Экологичная альтернатива: губки из люфы или технической конопли — это органика. А если хочется меньше химии использовать, то в качестве моющих средств можно взять более естественные продукты (сода, горчица (отлично жир убирает, кстати), натуральное хозяйственное мыло) или проверенные эко-средства.

      Ответить
Есть, что сказать? - Поделитесь своим опытом

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты